ФЭНДОМ

Юзеф Чапский
Фотография
Имя при рождении:

Józef Czapski

Дата рождения:

3 апреля 1896(1896-04-03)

Место рождения:

Прага

Дата смерти:

12 января 1993(1993-01-12) (96 лет)

Место смерти:

Мезон-Лаффит близ Парижа

Ю́зеф Ча́пский (польск. Józef Czapski, 3 апреля 1896, Прага — 12 января 1993, Мезон-Лаффит близ Парижа) — польский художник и писатель, сын губернатора Минска, двоюродный брат Г. Чичерина, представитель старого немецкого рода графов Гуттен-Чапских.

Ранние годы Править

Детство провел в поместье Прилуки под Минском, закончил гимназию в Санкт-Петербурге, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Был близок к кругу Зинаиды Гиппиус. В годы Первой мировой войны — кавалерийский офицер, награжден орденом «За боевые заслуги».

С 1918 года учился в Варшавской школе изящных искусств, в 19211924 — в Краковской художественной академии, в 19241931 продолжил изучение живописи во Франции, затем вернулся в Польшу.

1 сентября 1939 года Чапский как офицер запаса был призван в польскую армию. 27 сентября под Львовом попал в плен к частям Красной Армии. Находился в концлагере в Старобельске на Украине, затем в Грязовце Вологодской области. 3 сентября 1941 года, после подписания военного соглашения между советским и польским правительством, Чапский был освобождён и вскоре вступил в польскую армию генерала Андерса, был его уполномоченным по по розыску польских офицеров, пропавших на территории СССР.

В 1942 в Ташкенте познакомился у А. Н. Толстого с Анной Ахматовой. Возможно, Чапскому посвящено её стихотворение «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…» (второй и последний раз они виделись в 1965 в Париже). В 1943 переправился в Иран, воевал на итальянском фронте.

Поздние годы Править

С 1945 года жил во Франции, активно участвовал в издании известного польского журнала «Культура» под редакцией Е. Гедройца, в работе журнала Владимира Максимова «Континент». Чапский писал о Д. С. Мережковском, Д. В. Философове, А. М. Ремизове, с которыми был близко знаком. Одним из первых, наряду с Чеславом Милошем, открыл для польского читателя философию Симоны Вайль (Вейль).

Автор мемуарных книг о ГУЛАГе «Старобельские воспоминания» (1944), «На бесчеловечной земле» (1949), эссе о художниках-постимпрессионистах, в частности — о любимом Сезанне. Был консультантом Анджея Вайды в его работе над фильмом Катынь.

Сочинения Править

  • Wspomnienia starobielskie (1944);
  • Na nieludzkiej ziemi (1949);
  • Tumult i widma (1981);
  • Wyrwane strony (1993);
  • Dzienniki — wspomnienia — relacje (1986)

Публикации на русском языке Править

  • Бесчеловечье // Новая Польша, 2000, № 3
  • Беседа о Старобельске// Катынь. Свидетельства, воспоминания, публицистика. М.: Текст, 2001.
  • Об Анне Ахматовой// Новая Польша, 2002, № 11
  • О немцах// Новая Польша, 2007, № 5, с.22-32
  • О «Молодой Польше»// Новая Польша, 2008, № 9, с.49-52
  • Вырванные страницы [фрагменты одноименной книги]// Новая Польша, 2010, № 9

Литература Править

Ссылки Править

Шаблон:Катынский расстрел

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики