ФЭНДОМ

Трусевичи - один из девяти фольварков имения Арамовичей в Бесядах до второй половины XIX в. В конце столетия отошли по наследству к старшему сыну Сигизмунда Чеховича Мечиславу, который построил усадьбу в простых эклектических формах. В ее планировке улавливаются мотивы родительской усадьбы в Бесядах, визуальные связи с окружающей средой.

Занимает живописный холм, склон которого спускается к небольшому водотоку с двумя симметрично расположенными искусственными водоёмами. С двух противоположных сторон и на разны осях к центру усадьбы ведут среди поля въездные аллеи, придавая небольшой усадьбе величие. Южная аллея из лиственницы (сохранилось 17 деревьев) пересекает дамбу; северная (из тополя канадского Marilandica) начинается в поле у громадного (высотой 1,5 м) замшелого валуна.

Кирпичный оштукатуренный усадебный дом с верандой располагался среди небольшого (около 2 га) пейзажного парка. В плане имеет форму прямоугольника, охваченного с трех сторон аллеями и открытого в сторону поймы. На одной из полян стояли гигантские качели. Парковый древостой сложен кленом, ясенем, дубом, березой, одиночно встречается ель. Кроны сомкнулись, обильное развитие получил подлесок из лещины, рябинника рябинолистного. В юго-западном углу растут мощные тополя канадскиеMarilandica.

С пологого склона, поросшего одиночными старыми деревьями, открываются живописные дали. Ближный план перспективы образуют водоемы (правый пруд спущен).

Из окружных аллей парка лучше сохранилась восточная ясеневая. Узкая (ширина 4 м), она спускается по склону до ручья. Ясени посажены в ряду через 2 м. Две другие аллеи были в основном из клена. Деревья сохранились единично.

Усадебный дом сгорел в годы войны. В нем размещалась пограничная застава. Не сохранились корпуса спиртзавода и другие здания усадьбы. Имеется только оригинальная ледовня, строенная из бутового камня. Камнем выложен и сводчатый потолок. В годы войны использовалась партизанами для выпечки хлеба.

Усадьба привлекает красочностью рельефа, уединенностью, качественных, хотя и одичавшим, древостоем. В память о погибших пограничниках установлен памятник.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики