ФЭНДОМ

Найти на карте: OSM Визиком Yandex

Свержень - деревня в Довском с/с, в 20км на С-В от районного центра и ж/д станции Рогачев, (на линии Могилев-Жлобин), 104 км от Гомеля, на р. Рокотун (приток р. Днепр), на В., С и З граничит с лесом. Транспортные связи по проселочной, затем автодороге Рогачев - Довск, 29 хоз-в, 56 жителей (2004).

Свержень - местечко Могилевской губ., Рогачевского у., при р. Рекотине, в 1 вер. от р. Днепра. Около С. курганы, где найдены топоры, копья, молоты, стрелы каменного века, а в 8 вер. находится окоп, занимающий до 3 дес. Сохранились рвы и валы. Жителей 1123. Церковь, еврейская молитвенная школа, училище.

Свержень — местечко Могилевской губ., Рогачевского уезда. По ревизии 1847 г. "Сверженское евр. общество" состояло из 405 душ. По переписи 1897 г. в С. 1056 жителей; среди них 635 евреев.

СВЕРЖЕНЬ – владельческое, при р. Днепр и реч. Серебрянке, в 23 верстах от уездного города, жителей – 651 душа.[1]

В округе в 19в. находились курганы, которые были раскопаны жителями, а найденные ими вещи (топоры, копья, молоты, стрелы и т.д.) каменного века хранились в фольварке Сипоровка, который принадлежал Эрдману (сгорели во время пожара).

ИсторияПравить

По письменным источникам Свержень известен с 15-го века.

ВКЛПравить

  • В 1473 году Свержень отмечен, как деревня в Великом Княжестве Литовском.
  • имение Свержень по ревизии 1765 г. Рогачёвского староства

Российкая ИмперияПравить

  • С 1772 года, после первого раздела Речи Посполитой, Свержень присоединен к Российской империи.

После 1го раздела Речи Посполитой (1772) в составе Российской империи. Действовал костел. В 1795г. имелась 3классная базилианская школа. В статистическом описании Могилевской губернии 1784г. названа местечком, позже к ней была присоединена соседняя деревня Злодеевка. Владелец Свержня помещик Сулистровский построил в 1835г. деревянную Рождество-Богородицкую церковь (в 1864г. снесена и на ее месте построена каменная церковь), рядом находился каменный дворец (сгорел в 1829г)

  • В статистическом описании Могилевской губернии за 1784 год, Свержень назван местечком (позже к нему была присоединена соседняя деревня Злодеевка).
  • В 1847 году "Сверженское еврейское общество" насчитывало 405 человек.
  • 1861. Упоминается «прощенская криница» в Свержене в «Епархиальных ведомостях»
Жителей в местечке к 1880 г. числилось 295 душ мужескаго и 315 женскаго пола; в том числе православных обоего пола 221, католиков 11 и евреев 378 душ. Домов деревянных 87 (из них принадлежит христианам 32 и евреям 55); лавок 7; одна православная каменная церковь и одна еврейская молитвенная школа деревянная). Здесь находится народное училище. Имеется водяная мельница.[4]
  • В 1897 году в Свержене проживало 1056 жителей; среди них 635 евреев.
  • Ярмарки собираются в м.Свержень в день Вознесения [5]
  • В 19 - начале 20 века - местечко Свержень административно принадлежало к Рогачевскому уезду, Могилевской губернии.
  • В 1912 году в Свержене было организовано еврейское ссудо-сберегательное товарищество.
  • В 1914 году евреям принадлежали единственный магазин аптечных товаров, все 5 бакалейных и все 4 мануфактурные лавки.

Сверженский КостёлПравить

  • 2545 1 11Сверженский 1833, 1858-1865
  • 1781 38 6 Сверженский 1849-1851
  • 2545 2 2 Сверженский 1855, 1856,

БССРПравить

  • В 1920-х годах в Свержене действовал хедер.
  • В 1923 году – 548 евреев. В 1926 году - 481 еврей (что составляло 50% от общего населения).
  • В конце 30 –х годов 20-го века синагога была закрыта.
  • В 1959 году на могиле расстрелянных евреев установлен обелиск, а в 1991 году установлен новый памятник.

РБПравить

В настоящее время, местечко Свержень известно как деревня Свержань на реке Рокотун (приток Днепра) Рогаческого района, Гомельской области в Белоруссии.

  • В 2004 году в деревне Свержань проживало 56 жителей и ни одного еврея.
  • В 2006 году старинное еврейское кладбище Свержаня, насчитывающее 250 захоронений, было осквернено – варвары разрушили памятники и разрыли могилы.

ЛичностиПравить

  • Беленький Абрам Яковлевич
  • Залевский Викентий Григорьевич

ДостопримечательностиПравить

Сверженьская прощаПравить

Сверженьская проща является самой восточной точкой на карте Беларуси из известных этнографам культовых криниц, такие источники характерны больше для центральной Беларуси. В криницу люди бросали монеты и бусы, возле стоявшего крест с рушниками. На Вознесение от церкви к кринице ходили крестным ходом, священник освящал воду.

В полуверсте от местечка существует с давних времен деревянная каплица, бывшая прежде римско-католическая, а ныне православная; построена она при небольшом ручейке, возле ключа (криницы), по случаю явления там чудотворной иконы, которой впоследствии не стало. Ключевой воде приписывали целительное свойство, и сюда с различных мест приходило много народа на богомоление; теперь ключ потерял уже прежнее значение и в каплице происходит богослужение только в праздник Вознесения Господня.[6]

ПримечанияПравить

  1. ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Том 3. Санкт-Петербург, 1863 г. [1]
  2. Rouba Napoleon
  3. [2]
  4. «Опыт описания Могилевской губернии» 1884 г. А. С. Дембовецкий
  5. Географическо-Статистический Словарь Рос. Империи, составил по поручению Императорского русского географического общества действительный член общества П.Семенов. Том IV. Санкт-Петербург, 1873 год.

СсылкиПравить