ФЭНДОМ

Файл:Herb Traby.jpg

Радзиви́ллы (белор. Радзівілы, лит. Radvilos, польск. Radziwiłłowie) — богатейший в Великом княжестве Литовском род, в 1517 году первым в ВКЛ удостоенный княжеского титула Священной Римской империи. Родовой герб «Трубы» с девизом «Нам советует Бог» (польск. «Bóg nam radzi») Радзивиллы получили в 1413 году на Городельском сейме.

Радзивиллы имели огромные земельные владения на территории современных Республики Беларусь, в том числе города и местечки Геранёны, Давид-Городок, Клецк, Койданово, Копысь, Лахву, Мир, Несвиж, Чернавчицы, Щучин, в Литвы города Кедайняй, Дубингяй, Биржай и множество деревень. После Олельковичей к Радзивиллам перешло Слуцкое княжество со Слуцком и Копылем.

В XVIXVIII веках имели войско из шляхты и военнослужилых людей, свои крепости Слуцк, Несвиж, Биржи, Кейданы, Мир, Любчу. В 1528 году Радзивиллы, в имениях которых насчитывалось 18 240 «дымов», выставили в войско Великого княжества Литовского 760 всадников, в 1567 году от 28 170 «дымов» — 939 всадников и 1586 пехотинцев. Играли значительную роль в политической жизни Речи Посполитой. С XVIII века известны как меценаты, собиратели портретной галереи, основатели мануфактур.

Происхождение Править

Файл:Herb Radziwiłłów.PNG

О происхождении Радзивиллов существует несколько версий, сопряжённых с легендами того времени.

Теория, поддерживаемая большинством исследователей гласит, что родоначальником рода был литовский боярин Сирпуть, крестившийся в 1387 году, чей сын Остик[1] крестился под именем Христиан, и в 14191442 был каштеляном Виленским, ум.1444, у него был сын Радзивилл (ум. 1477 году), от него и происходит род Радзивиллов.[2] Эти сказания, а также характерное окончание слова (однозвучные — Эрдивилл, Монтивилл и др.) свидетельствуют о глубокой древности рода.

Другая говорит, что, Радзивилл происходит из высшего жреческого сословия языческой Литвы и родоначальником является жрец Лиздейка, по легенде, сын Наримунта, (который «советовал» белор. радзіць) в XIV веке великому князю Гедимину основать город Вильно).[3] У него был сын Сирпутис (Сирпуть), который женился на княжне ярославской, у них был сын Войшунд крестившийся по именем Христиан[4], подписывавший, вместе с отцом Виленско-Радомскую унию.

Первым исторически известным носителем фамилии Радзивилл был Николай I Радзивилл Остик (умер в 1477 г.), принявший христианство и оставивший литовское языческое имя в качестве фамилии. В 1518 г. Радзивиллы (в лице князя Миколая III, прозванного amor Poloniae) получили титул князей Римской империи, распространённый в 1547 г. на всю фамилию.

Радзивилловские ординации Править

Род Радзивиллов разделяется на три ветви:

  1. Радзивиллы — с 1518 князья Священной Римской империи и ординаты на Гониондзе и Меделях; ветвь эта в мужском поколении угасла в 1546 г.
  2. Радзивиллы — с 1547 князья Священной Римской империи и ординаты на Биржах и Дубинках; линия эта угасла в мужском поколении в 1669 г.; из неё происходила Варвара Радзивилл, жена короля Сигизмунда-Августа.
  3. Радзивиллы — с 1547 князья Священной Римской империи и ординаты на Несвиже и Олике; впоследствии эта ветвь распалась на три линии, из которых старшая (Несвижская) угасла в мужском поколении в 1938 г., когда умер князь Михаил Николаевич Радзивилл[5].

Некоторые представители рода Править

  • Войцех Альбрехт Радзивилл (ок. 1480 — 1519) — сын Николая Радзивилла Старого и Софьи Анны Монвид, епископ луцкий, епископ виленский в 1508—1519.
  • Юрий (Ежи) Радзивилл (1556—1600) — сын Николая Чёрного, епископ виленский с 1580. Воспитывался в духе кальвинизма, обращен иезуитами в католичество. Воспитан в духе кальвинизма, обучался в липском ун-те, в 1754 обращен иезуитами в католичество. В 1575—1578 продолжал обучение в Риме, в 1580 совершил паломничество в Иерусалим. Стал ревностным католиком, преследовал не католиков, закрывал типографии кальвинистов, сжигал публично их сочинения. С 1582 наместник в Инфляндии, с 1584 кардинал, активный участник политической жизни Речи Посполитой. С 1591 епископ краковский. Похоронен в Риме.
  • Станислав Радзивилл (1559—1599) — сын Николая Чёрного, маршалок великий литовский, участвовал в войнах Стефана Батория с Иваном Грозным. Издал в 1586 году в Вильно две своих книги: «Genadiusza Scholariusza Patryarchy Carogrodzkiego» и «O jednym, prawdziwym i najwyzsym w Koscielie swietym Chrystowym Pasterzu po grecku napisane a teraz na polskie przelozone».
  • Софья Радзивилл (1585—1612) — жена Януша Радзивилла, княжна Слуцкая, дочь князя Юрия Юрьевича, последняя из рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Литовского Ольгерда (по линии Олельковичей). Умерла во время родов. Причислена к лику святых.
  • Альбрехт Станислав Радзивилл (1595—1656) — сын Станислава Радзивилла, ординат олыкский, подканцлер литовский в 1619—1623 канцлер вел. литовский с 1623 и староста пинский, эконом кобринский. Автор «Дневника» (рукописный, на латыни, на польском языке издан в 1839, охватывает 1632—1656 гг.) — источника для изучения государственной, международной, религиозной политики правящих кругов Речи Посполитой.
  • Януш Радзивилл (1612—1655) — сын Христофора, подкоморий литовский с 1633, гетман польный литовский с 1646, староста жмудский в 1646—1653, воевода виленский с 1653, гетман вел. литовский с 1654, возглавлял литовские войска, сражавшиеся против русских в войне 1648—1654, в 1655 возглавил литовских магнатов шведской ориентации и подписал Кейданский договор 1655; руководитель кальвинистов.
  • Богуслав Радзивилл (1620—1669) — сын подчашия Януша, внук «Перуна», зять гетмана Януша, князь Слуцка и Копыля, хорунжий вел. литовский с 1638, конюший литовский с 1646, участник войны 1648—1654; кальвинист.
  • Людвика Каролина Радзивилл (1667—1695) — княжна, дочь Богуслава, жена маркграфа бранденбургского в первом браке, жена герцога пфальц-нойбургского во втором браке. Белорусская меценатка.
  • Михаил Казимир Рыбонька (1702—1762) — внук Михаила Казимира, ординат несвижский, маршалок надворный литовский с 1734, гетман польный литовский и каштелян трокский с 1735, воовода трокский с 1737, каштелян виленский с 1742, воевода виленский и гетман вел. литовский с 1744, староста каменецкий, кричевский и др.; меценат, основал в Несвиже типографию, открыл корпус кадетов, готовивший офицеров для войска Радзивиллов.
  • Удальрик (Ульрик) Кшиштоф Радзивилл (1712—1763) — внук Доминика Николая, конюший с 1734, писарь Вел. кн. Литовского с 1762, минский староста. Автор книг «Описание забот людей всех сословий» (1741), «Моральные элегии» (1752), «Светская критика, или Сатира», в рукописи). Переводил на польский язык произведения Софокла, Корнеля, Расина.
  • Матей Радзивилл (1749—1800) — правнук Доминика Николая, подкоморный Вел. кн. Литовского с 1786, каштелян виленский с 1790. Польский драматург и композитор. Для Несвижского театра Радзивиллов написал либретто опер «Агатка» (1784) и «Войт албанского селения» (1786). Писал полонезы, сонаты, серенады.
  • Михаил Гедеон Радзивилл (1778—1850) — брат Антония Генриха, участвовал в войске Тадеуша Костюшки, служил в польских легионах и получил чин генерала; после отказа Хлопицкого от диктатуры был некоторое время (январь 1831) предводителем польской армии, но после Гроховской битвы сложил с себя это звание.
  • Лев Радзивилл (1808 — 1884, Париж) — племянник Антония Генриха, флигель-адъютант императора Николая I, генерал от кавалерии, служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку. Участвовал в подавлении польского восстания (1830), награжден медалью "За усмирение Венгрии и Трансильвании", командовал уланской дивизией в Крымскую войну. Женат на фрейлине княжне Софье Александровне Урусовой (дочери сенатора князя А. М. Урусова).
  • Эдмунд Радзивилл (1842, Теплице, Чехия — 1895, Бельгия) — внук Антония Генриха, депутат рейхстага, написал «Die kirchliche Autoritat und das Moderne Bewusstsein» (1872) и «Die Wunder in Marpingen» (1877).
  • Екатерина Радзивилл, урожд. Ржевуская (1858 — 1941, Нью-Йорк) — жена Вильгельма Радзивилла (1845—1911; внука Антония Генриха), писательница, аферистка. Жила в Южной Африке, сидела в тюрьме за мошенничество. В. Пикуль написал о ней рассказ «Дама из Готского альманаха».
  • Кароль Радзивилл (1886—1968) — брат Альбрехта Антония, последний 13-й давид-городокский ординат (до 1939).
  • Леон Радзивилл (1888—1959) — брат Кароля, последний, 17-й Несвижский и 14-й клецкий ординат (до 1939).
  • Станислав Радзивилл (1914—1976) — сын сенатора Януша, свояк президента Кеннеди (по своему третьему браку с Кэролайн Ли Бувье).
Дворец Радзивиллов в Берлине Большой дворец Радзивиллов в Варшаве Малый дворец Радзивиллов в Варшаве

Литература Править

  • Нарбут А. Н. Генеалогия Белоруссии. Выпуск 1—4. — М.: 1994—1996;
  • Мальдис А. Таямніцы старажытных сховішчау. — Мн., 1974;
  • Гісторыя беларускага тэатра. Т. 1. — Мн., 1983;
  • Шаблон:Книга
  • Stryjkowski M. Kronika polska, litewska, żmudzka i wszystkiej Rusi. T.II Warszawa, 1846;
    * «Полн. собр. р. лет.» (II, 350, 358; IV, 72; V, 236, 239; VII, 49, 255; VIII, 25);
  • Персоналия. Московское царство. Великое княжество Литовское. Речь Посполита. Российская империя. Советский Союз. (Электронный ресурс, CD). — СПб., ВИРД, 2005;
    * Великие князья литовские. XIII—XVIII вв. Сост. В. Спечюнас. — Vilnius : Mokslo ir encikl. leidybos inst., 2006;
    * Sajkowski A. Od Sieronki do Rybenki. Poznan, 1965;
  • Memoriale rerum gestarum in Polonia, 1632—1656. Т. 1-5. — Wroclaw, 1968—1975;
    * Pamietnik o dziejach w Polsce. Т. 1-3. — Warszawa, 1980;
  • Bruckner A. Dzieje literatury polskiej. Т. 3. — Warszawa, 1903;

Названы в честь Радзивиллов Править

Источник Править

Ссылки Править

Примечания Править

  1. История рода Радзивиллов
  2. Славянская энциклопедия. Киевская … — Google Books
  3. Истоки рода Радзивилов » Исторический проект Мир-Несвиж.com
  4. Icones familiae ducalis Radivilianae ex originalibus
  5. Последний владелец Мирского замка был убежденным холостяком // KP.RU — Беларусь
  6. Князь Мацей РАДЗИВИЛЛ ... Он в определенной степени объединяет сегодня всю семью