Фэндом

Genealogia Wiki

Однодворцы

80статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Однодво́рцы в Российской империи — особый класс военных земледельцев, живших на окраинах Московии и обязанных нести охрану пограничья. Фактически занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа. Правительство давало однодворцам небольшой земельный участок и одну семью ( двор ) крепостных крестьян для его обработки. Владели землей по праву четвертного владения. После упразднения сословия, стали одноименной этнографической группой русских.

Потомки служилых людей, несших дозорную и сторожевую службу на южной границе в XVI—XVII в.. Со временем, вследствие смещения границы государства к югу, служилые люди, поселенные между Тульской и Белгородской оборонительными линиями, оказались внутри страны. Поэтому данная категория была распространена на бывших приграничных землях, в центральночернозёмных губерниях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской.

Категория сформировалась в начале XVIII в. Однодворцы платили подушную подать и четырёхгривенный оброк по тем же нормам, что и государственные крестьяне. Общие земли распределялись по подворному, а не подушному принципу. Подобно дворянам, могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Землю однодворцы традиционно могли продавать только друг другу. До 1840 года однодворцы могли владеть крепостными людьми, но фактически лишь единицы пользовались этим правом (в 1830-е годы насчитывалось более миллиона однодворцев, а крестьян у них — 11 тысяч); с крестьянами они жили одним двором. Крестьяне однодворцев несли те же повинности, что и их владельцы.

На территории Беларуси в 19 в. в число однодворцев, согласно закону от 19.10.1831 г., зачисляли шляхту, которая не прошла утверждения дворянских прав. Однодворцы платили ежегодный налог и подлежали рекрутской повинности, большинство из их не имела своей земли.[1]

В 1866 году эта сословная группа упразднена, но название сохранилось за потомками.

Примечания Править

  1. Герасіменя В. ...

См. также Править

Источники Править

Также на Фэндоме

Случайная вики