ФЭНДОМ

Деревня
{{{1}}}
Малыя Бесяды
СтранаБеларусь
ОбластьМинская
РайонЛогойский
СельсоветЯнушковичский
Первое упоминание1598

Деревня Малые Бесяды Согласно дарственным актам, явочным квитанциям за 1598-1614 гг., Бесяды принадлежали Трокеницким, Авлогинским. В ХIХ в. имение, включавшее свыше 3000 десятин земли и 9 фольварков, отошли к Арамовичам. Во второй половине XIX в. им владела Анеля Арамович, с которой в 1859 г. вступил в брак Сигизмунд Чехович-Леховицкий. После смерти Анели владельцем имения стал Сигизмунд, затем – его старший сын Витольд Чехович. Усадьба стороилась Арамовичами примерно во 2-й половине ХIX в.

Занимает живописные холмы вдоль небольшой реки Удра, которая теперь превратилась в ручей и называется в деревне Удряночкой (приток Илии). В наиболее возвышенной части усадьбы стоял на высоком цоколе двухэтажный дом с террасами и балконами. Первый этаж здания (кирпичный, с очень большими окнами) служил в основном зимним садом. Был здесь и танцевальный зал. Уже в советское время молодые учителя ставили здесь «Павлинку». Среди зрителей был автор – Янка Купала. Над центральной частью второго, деревянного, этажа возвышалась деревянная же восьмиугольная башня.

Легкий склон перед домом занимал газон, а сбоку, в понижении, размещался сравнительно большой прямоугольный водоем. Питается он криничной водой, потому полноводен и теперь. Ось композиции замыкалась садом, охваченным липой по склону второго холма. Дом окружали насаждения, в составе которых сохранились по три дерева пихты бальзамической (Одна из пихт в парк е Бесяд достигает высоты 27,5 м. Это самое крупное дерево данного вида в Б.) и сосны веймутовой, дуб красный, лиственница европейская. Деревья посажены Чеховичами на рубеже веков при жизни Сигизмунда.

Лясное возера

Дрэмле абсаджана лесам адвечным,
Цінай засланае возера ў лесе;
Шастае сціха асока і аер,
Нудныя казкі куст з кустам шапоча.

Сосны і вязы, дубы і асіны
Вокала возера вартай пасталі,
Долу ківаюць паклоны нямыя,
Небу малітву таемную твораць.

Возера! Возера! Йду к табе смутны
Соннаю пушчай, амшалаю сцежкай, —
Жоўтае лісце шасціць пад нагамі,
Шчокі калючка сасновая шчыпле.

Сам з сабой насам пад дубам саджуся, —
Вочы і думкі пабеглі далёка...
Сцішна над возерам, воблачна ў небе...
Недзе запелі узвіжанне гусі.

Янка Купала, 1919

В основу композиции за усадебным домом положен оригинальный планировочный прием в виде широкой (до 11 м) лиственничной аллеи, ось которой ориентирована на Радошковичи к лесному озеру Круглик, которое служило купальней. Озеро по краю имело мощеное дно, по откосу берега шли небольшие ступеньки. Янка Купала воспел его в стихотворении "Лесное озеро".

Лиственничная аллея связывала усадьбу с полем и лесом, служила парадным выездом на радошковичи и к костелу. К аллеям с двух сторон примыкают поляны в окружении древесных групп, которые и составляли парк.

Оригинально и композиционное оформление въезда. Въездная аллея, изгибаясь, шла под углом к оси усадьбы с видами на водоемы (спущены) в пойме Удряночки. Акцентами перспектив на реке были три мельницы. Затем аллея поворачивала направо и вела к въездной браме. Стволы берез в аллее были сформованы в виде двойчаток (сохранилось 17 деревьев). Справат к парадному двору примыкал хозяйственный.

С усадьбой связано имя соратника Колиновского – Сигизмунда Чеховича. Родословная Чеховичей начинается с XVI в., со времен Жигимонта III. Имением одной из линий рода были Мацковцы на Поставщине, которыми род владел с 1741 г., получив их от Сулистровских. Чехович родился в Сурвилишках около д. Камаи. Здесь, в Камаях, он в 1861 г. был замечен властями как инициатор антиправительственных демонстраций.

Во время восстания 1863 г. Сигизмунд – «экспедитор» виленского повстанческого центра, к нему сходились все конспиративные связи. Он держал в памяти все фамилии, адреса и явки, руководил связями с местными подпольными организациями литвы и Беларуси. Около 1880 г. он вернулся в Бесяды. Его родные Мацковцы, Крошаны, конфискованные после ареста, были проданы в 1875 г. за долги. Сигизмунд не нашел понимания со стороны хозяйки имения, жены Анели, и остался без средств. В Бесядах он находился скорее как квартирант, к тому же полулегально, поскольку правительство не дало официального разрешения на проживание.

Пережив муки каторги и изгнания, сигизмунд Чехович, по выражению писателя Г.киселева, вернулся на родину, чтобы передать духовнуюэстафету Я.Купале. Молодой Иван, сын Луцевичей, арендовавших фольварк в соседнем Селище, познакомился с бесядским «помещиком, идеалистом, мечтателем». Благородство и высокий дух повстанца имели исключительное значение для духовного становления поэта. Не только личность Чеховича оставила глубокий след в душе Купалы. Значени еимела и богатая библиотека Чеховича, которую он называл «открытым кладом», пользуясь произведениями Мицкевича, Сенкевича, Словацкого, Крашевского, Сырокомли, Ожешко и многих других. В библиотеке имелись рукописи, много зарубежных изданий по истории 1863 г. Этот кладезь знаний, дух живой истории, творцом которой был и бесядский хозяин, привлекал и глубоко волновал будущего поэта. Позже, вспоминая Чеховича, поэт признавался: «Его библиотека открыла мне глаза на многое, что прежде было неизвестно».

К сожалению, нет достоверных сведений об интерьерах усадебного дома Чеховичей (был разобран в 1936 г.) и о его библиотеке. В конце жизни, после смерти жены, С.Чехович, как отмечалось, становится владельцем имения. Из полученного наследства он прежде всего выплатил огромные долги и займы, взятые когда-то на повсанческие цели. Сделал это сознательно, несмотря на то что сполна за все давно уплатил своим здоровьем и жизнью.

Усадьба сохранилась примерно в тех же границах. Служит базой отдыха. (Сигизмунд Чехович после поражения восстания был приговорен к расстрелу. Но приговор «Казнить смертью расстрелянием» генерал-губернатор Муравьев по просьбе Константина Радзивилла заменил на 12 лет каторги.)

Объект Дата Место Категория
Фрагменты парку "Малыя Бесяды": фрагменты парку, вадаём, алея лiстоўнiцы другая палова XIX стагоддзя в. Малыя Бесяды 3

[1]

Интересные фактыПравить

В 1983 в Малых Бесядах проходил чемпионат города Минска.

Чемпионат г. Минска[2]

д. Малые Бесяды, 1 октября 1983 г. Мужчины, 9.7 км 15 КП

  1. Чехлов В. БГИНХ 1:07.13 1.
  2. Ефимов С. СКА 1:10.55 2.
  3. Роговский В. КФК-9 1:10.56 3.
  4. Королевич А. Динамо 1:14.09 4.
  5. Яковкин И. СКА 1:16.01 5

Женщины, 5.9 км 9 КП

  1. Константинова Н. ГПЗ-II 0:49.45
  2. Красовская И. БПИ 0:49.52
  3. Ковальчук Л. КФК-9 0:51.00
  4. Прокопюк Г. Брест 0:52.11
  5. Карагодина О. КФК-9 0:54.19

Примечания Править

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 N 578 "Аб статусе гiсторыка-культурныx каштоўнасцей"
  2. [1]

СсылкиПравить