ФЭНДОМ

Населенный пункт
Девянишкес
Dieveniškės
СтранаЛитва
УездВильнюсский
РайонШальчининкский
КоординатыКоординаты: 54°11′40″ с. ш. 25°37′30″ в. д. / 54.194444° с. ш. 25.625° в. д. (G) (O) (Я)54°11′40″ с. ш. 25°37′30″ в. д. / 54.194444° с. ш. 25.625° в. д. (G) (O) (Я)
Первое упоминание1385
Прежние названияДевянишки
НаселениеШаблон:Nobr
Часовой поясUTC+2, летом UTC+3
Почтовый индексLT-17008
Земля ещё не имеет позиционной карты.
Файл:Dieveniskes church.jpg

Девянишкес (прежняя форма Девянишки; лит. Dieveniškės, польск. Dziewieniszki, белор. Дзевянішкі) — населённый пункт (местечко) на востоке Литвы, в 6 км от границы с Беларусью.

В настоящее время центр староства.

История Править

В 19201939 годах в составе Польши. В сентябре 1939 года присоединены к Белорусской ССР.

По легенде, в 1940 году, при определении границы Литовской ССР, на карте лежала трубка Сталина. Никто не посмел ее сдвинуть а просто обвели карандашом по контуру, и таким образом в состав Литовской ССР вошло местечко Девянишкес с окрестностями. На карте современной Литовской Республики это место глубоко вдается вглубь территории Белоруссии, образуя таким образом, подобие аппендикса.

Окрестности Девянишек - это наиболее парадоксальный закоулок Виленщины, достаточно посмотреть на карту - он окруженный со всех сторон белорусским государственной границей и только на северо-западе через небольшую горловину соединяется с Литвой. Девянишки - это усадьба деревенской гмины, к которой принадлежит еще 61 деревня. Во всей гмине проживает около 3 тыс. человек, а в селе около 900 жителей и, как это метко отмечает не один путешественник, жителей с весьма специфическим чувством национальной принадлежности.

Большинство жителей имеет литвинизированные славянские фамилии образца Багданавичюс или Казлаускас, то есть по-нашему Богданович либо Козловский. Язык, на котором говорят между собой жители не иначе как белорусскому не назовешь. В разговоре изредка попадаются балтизмы либо полонизмы, но общей картины это не меняет. На вопрос, кем вы себя считаете, подавляющее большинство ответит, что поляками, и также назовут свой язык - польский, отмечая, что это не литературный польский язык, а одна из речей. Только вот местную речь с польским языком объединяют разве что общие славянские корни.

В исторических источниках Девянишки первый раз упоминаются в 1385 году как владение Мингайлы. В более позднее время Девянишки перешли во владение Сигизмунда Кейстутовича, а еще позже, в 1433 году, к роду Гаштольда. Кстати, именно Мартин Гаштольд заложил здесь в 1474 году деревянный костел. К сожалению, первое здание костела сгорел, а на его месте в конце 18 в. был построен новый.

Кроме таких знаменитостей, как род Гаштольда, в Дявянишках жил с 1582 года поэт Андрей Римша. Фигура настолько известна в Великом Княжестве Литовском, что только ради этого стоит посетить городок. Римша является основателем панегирической поэзии в ВКЛ на старобелорусском языке. Его стихи на свои гербы ходатайствовали представители таких литовских родов, как Воловичи, Сапеги и Скумины. Кроме того, Римша является автором стихов во вступлении к Статуту ВКЛ 1588 года.

С тех пор расположение улиц в Девянишках практически не изменилась. С центральной площади города ведет пять главных путей, по которым можно поехать в четырех направлениях, два из которых ведут на Вильнюс (через Салечники), следующий - на Гродно (через Лиду), потом - на Минск (через Ивье) и на Полоцк (через Ошмяны). Девянишки стояли с древних времен на пересечении стратегических великолитовских трактов.

Такое расположение способствовало тому, что деревня была внесена в список урбанистических памятников локального значения. Однако не только старинные Девянишки отличаются такой своеобразие. Например, близлежащая деревня Жижма также была внесена в этот список.

Отличительной является также близлежащая деревня Норвилишки, которая лежит у самой белорусскому границе. Здесь сохранилось здание старого монастыря в ренессансном стиле с начала 17 века. До первой половины 19 века, а точнее к антироссийского восстания в 1830 году рядом с монастырем стоял костел, который по приказу царских властей был уравнены с землей. В настоящее время здание монастыря служит за плебанию, потому что в 1989 году здесь построили новый деревянный костел. Заслуживающие внимания являются и старое прикастельное кладбища, на которых находится множество интересных форм надгробных плит, крестов и капличак.

В самих Девянишках находится костел Матери Божьей Руженцовой. Интересно будет то, что подъезжая к церкви, мы сначала видим каменную ограду, из которой вырастает башня из красного кирпича, усилена по краям каменной стеной. За башней в глубине двора виден обитое желтой обшивкой здание. Неискушенны глаз путешественника будет иметь впечатление, что он видит кирпичный фасад этого костела, а желтое здание в глубине - это плебания. Так было бы логично, так как из кирпича обычно строят что-то более важное, а из дерева дополнительные, хозяйственные строения. На самом деле все немного иначе. Из кирпича построена звонница, год строения которой - 1903, а вот желтое здание это самый что ни есть костел с 1783 года.

Оторванность анклава Девянишки от цивилизационных изменений поспособствовало формировании там лесных территорий, таких как Заешишковый да Матюковый леса. И поэтому любители природы также не будут разочарованы. Большинство выше перечисленных памятников архитектуры и природные просторы входят в Девянишковский исторический региональный парк, который занимает почти 11 га, на территории которого находится 500-летний Грыбиски дуб, множество древних курганов и мифологические валунов.

Таким образом не стоит ехать за океан, чтобы оказаться в таинственной атмосфере загадочности, достаточно отъехать несколько километров от государственной границы Беларуси, чтобы прикоснуться в прямом значении этого слова к истории Великого Княжества Литовского.