Фэндом

Шаблон:Дворянский род

Гýттен-Чáпские (пол. Hutten-Czapscy) — польский дворянсккий и графский род герба Лелива. Девиз рода: «Vitam patriae, honorem nemini»(«Жизнь — Отчизне, честь — никому»). Род появился в середине XIV века. Название берёт от д. Чапли (пол. — Czaple (Польша, Гмина Свеце)). Также род часто именуется просто как «Чáпские» (пол. Czapscy). Герб графов Гуттен-Чапских входит в во XIII часть Общего Гербовника Российской империи, стр.9[1].

История рода Править

Файл:POL COA Czapski.svg

Родоначальник рода — Мартин фон Гуттен-Чапский — владел поместьями в польской Померании в 1526 г.[2]. Из рода вышли ещё в конце XVII в.: четыре воеводы, шесть каштелянов и два епископа хелминский. Хотя история рода уходит корнями намного глубже — к франконскому роду фон Гуттенов (один из известных представителей этого рода — Ульрих фон Гуттен), который известен ещё с 930 г. когда их предок Генрих фон Гуттен, маршал германских войск, вместе с императором Генрихом I Птицеловом воевал против гуннов. В 1121 году Гуттены получили титул графов Священной Римской империи. Фамилию Чапские Гуттены получили приблизительно в ХVI веке. Гуттены жили в местечке Чаплин в Померании находящейся на северо-восточных землях Германии (сейчас — Поморье в Польше).

Из-за военных конфликтов Гуттены были вынуждены покинуть своё родовое гнездо Чаплин и переселиться на земли Польши. После переселения в Польшу Гуттены стали именовать себя как Гуттены фон Чаплинские, отождествляя свое немецкое происхождение и бывшие владения в Германии. Постепенно ополячившись, они стали называть уже себя Гуттены фон Чапские, Гуттены-Чапские, а в XVII веке и вовсе — Чапские. Позднее, при необходимости подтверждения графского титула, Чапские вынуждены были вернуться к истокам своих древних корней, и стали именоватьсебя Гуттен-Чапскими. В XIX веке после очередного подтверждения своего графского титула они смогли вернуть также приставку «фон», символизирующую собой немецкое происхождение, а также получить новый герб, в котором были объединены два герба — древний тысячелетний герб Гуттенов (красный щит с двумя диагональными серебряными полосами) и герб «Лелива» (синий щит с изображенными на нем шестиконечной золотой звездой и золотым полумесяцем под ней) которым Чапские владели с 1121 года. Над новым гербом бал размещен рыцарский шлем, увенчанный графской короною, над которой красовался павлиний хвост. К новому гербу был добавлен древний девиз Гуттенов: «Vitam Patriae Honorem Nemini» (Жизнь отечеству — честь никому) написанный на опоясывающий щит ленте.

Сегодня Гуттен-Чапские живут в Париже (Франция), Риме (Италия), в Канаде, Британии, Австралии, Бельгии, Австрии, Германии и других странах мира.

Разделение ветвей Править

В конце ХVIII столетия род Чапских, которые в то время уже окончательно стали именоваться Гуттен-Чапскими, делится на две линии[3]:

  1. одна — проживала на землях бывшей Речи Посполитой, отошедших к тому времени Пруссии, и была признана в Пруссии в графском достоинстве в 1804 и 1860 годах;
  2. вторая — имела большую часть владений в Российской империи, где за данной ветвью графский титул был признан в 1874 году, и позже неоднократно подтверждался. Графы имели родовой герб «Лелива», широко также распространенный среди польской и белорусской шляхты.

Из белорусских Гуттен-Чапских графский титул первыми получили три брата — Эмерик, Адам и Кароль Игнаций — все благодаря усилиям первого. Они все были владельцами огромной движимой и недвижимой собственности на территориях, преимущественно Минской губернииМинском, Новогрудском и Слуцком поветах. К тому времени Гуттен-Чапские уже состояли родстве даже с монархическими домами Англии и России. Были в родстве также с Радзивилами (так, бабушка Эмерика, была урождённою Радзивил).

Беларусь Гуттен-Чапские покинули в 1920 году. Последняя графиня Гуттен-Чапская Станьковской ветви умерла в 1991 году под Минском в деревне Заболотье Атолинского сельского совета. С 1920 года по 1991 год она, Елизавета Карловна (дочь Кароля-Яна-Александра графа фон Гуттен-Чапского — знаменитого мэра города Минска), прожила под видом простой крестьянки в маленьком деревянном доме на краю деревни. ЧУДО-ДЕРЕВО Услышав о чудо-дереве, некоторые наверняка решат, что на нем как минимум должны расти деньги, как максимум — уже растут. Но станьковская флора не сорит купюрами направо и налево, а вот чудесами природы — пожалуйста. Вы, например, хоть раз видели дерево, растущее корнями вверх, а на этих корешках аккуратные листики? Сразу оговорюсь, и не увидите: пару лет назад чудо-деревце засохло. И народная тропа к нему уже порядком заросла. Зато сколько лет оно будоражило умы станьковцев и их гостей! Сколько дачников загубило свои саженцы, зарывая их ветками вниз в надежде тоже вырастить чудо природы! Не знали провинциалы, что это всего лишь особый вид вяза — голый, который по неизвестным науке причинам мимикрировал под корневую систему самого себя. И таких вязов, как оказалось, с незапамятных времен росло на усадьбе Чапских целых три штуки. Им даже имена дали: Вера, Надежда и, конечно же, Любовь. Но как это часто бывало в военное время, в Веру попала граната, Надежду немцы насильственно вывезли в Германию, а Любовь, оставшись в полном одиночестве, через полвека засохла от тоски. Как раз в 100-летнюю годовщину отъезда Эмерика Чапского из Станьково. Два года назад местные школьники из кружка «Озеленим Станьково» посадили еще три молодых голых вяза рядом с пнем от Любви. Те расти не захотели. Так деревня Станьково лишилась одной из своих многочисленных достопримечательностей. Но память о нем жива и по сей день.

Имения Править

В Польше Править

Файл:6 Warszawa 156.jpg

Уже в ХIV веке в имении Смолёнг (ныне Смолин), предки Гуттен-Чапских, которые затем переселились в Западную Пруссию, основав там сначала имение Гуттен, а впоследствии ещё одно имение — Дамерау и стали писаться как «фон Дамерау», числясь среди зажиточных прусских феодалов. Имение Дамерау (сегодня Дамбровка) находилось в Хелминской земле (от Хелма близ Торуни), а это уже Поморье. Там же находилось и ещё одно имение фон Дамерау — Чапли. От этой ветви пошли Гуттен-Чапские, проживающие в Белоруссии

В Беларуси Править

Родоначальником белорусской («станьковской» линии рода считается граф Франц фон Гуттен-Чапский, живший в начале XVII века. В 1811 г., бабушка Эмерика — Вероника (урожденная Радзивилл, дочь Михаила Казимира Рыбоньки, замужем с 21 сентября 1772 года за графом Франтишеком-Станиславом-Костка фон Гуттен-Чапским), добавила к имением Чапских своё имение Станьково(28 ноября 1772 года), превратившееся во второй половине ХIX столетия в родовое гнездо Гуттен-Чапских. Граф Эмерик Николай фон Гуттен Чапский возвёл здесь дворцово-парковый ансамбль. В 1858 году он же строит здесь православный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая (архитектор — архитектор двора Его Императорского Величества Константин Тон, известный как создателя храма Христа Спасителя в Москве). Существовало предание о том, что ещё в XIX веке в Свято-Никольскую церковь можно было попасть по подземному ходу, проходившему под озером, чем, во время освящения церкви и воспользовался граф Эмерик Чапский. Пройдя по подземному коридору, который сейчас наполовину затоплен, он внезапно для всех появился в храме.

Усадьба Станьково площадью в 25 га включала: каменный дворец, постройки 18611862 гг.; кухонный флигель 1900 года постройки; дворцовый павильон-Скарбницу XVIII—XIX вв.; жилые флигеля, хозяйственные постройки, оранжерею, отапливаемые теплицы с фруктовыми питомниками, зверинец, пейзажный парк с малыми архитектурными формами, водоём с островками, четыре въездные брамы (ворота), костел-усыпальницу 1835 г., православную Свято-Николаевскую церковь 1858 г. постройки. В имении имелся свой племенной завод, в котором разводились коровы швицкой, тирольской и голландской пород, овцы, кони, собаки; кирпичный завод, на котором изготавливался прямой и лекальный кирпич, керамическую плитку, дренажные трубы, черепицу; а также завод по переработки чистого спирта.

Во второй половине XIX века Гуттен-Чапские приобрели дворцовый комплекс в Прилуках — большое двухэтажное каменное здание, позже известное как «заколдованный замок». Последними владельцами были граф Юрий и его жена Юзефа Каролина урожденная Тун-Гогенштайн — дочь гофмейстера австрийского императорского двора. Сегодня в здании бывшего дворца располагается НИИ охраны растений.

Известные представители рода Править

Файл:Rubber stamp of Chapski.jpg

Примечания Править

Шаблон:Noble-stub

Также на Фэндоме

Случайная вики